SAVa (savabooms) wrote,
SAVa
savabooms

Categories:

Традиционный русский костюм

Оригинал взят у popyti  в Традиционный русский костюм


 материалы 8-й Каргопольской научной конференции "Народный костюм и обрядность на Русском Севере"
Народный костюм и эволюция его смыслов, XIX-XXI век.
Традиционная одежда у любого этнома в любой исторический период наряду с языком является одной из важных форм идентификации и самоидентификации (свой-чужой). В Московском царстве под страхом наказания запрещалось русским носить европейскую одежду (как бесовскую и нечистую, по народным поверьям чёрт носит чужеземную одежду), а чужеземцам – надевать русский костюм.

Народную одежду, как одежду вообще, можно рассматривать с разных точек зрения – этнографической (набор элементов, крой, вышивки и т.д.), исторической (как менялся костюм в разные эпохи). А можно – как своеобразный текст, как некое высказывание её владельца обществу и, с другой стороны, как определённую норму, которую человеку предписывает общество, нарушение которой ведёт к коммуникативным конфликтам.
Мир – это система, начало существования которой имеет первопричиной Абсолют – Бога. Любая система – взаимосвязанные и взаимозаменяемые отдельные части, её наполняющие. Человек в Мире – часть системы. Он имеет свои функции и назначение, определённое Богом. В древности человек стремился соответствовать своему назначению, не выбиваться из ритма, установленного богом, быть в контакте с Единым. Он вступал в отношения с Богом в ритме своего бытия. Это были мысли, внутренние установки, внешние действия. С помощью сотворённых предметов и вещей человек приобщался к окружавшему его миру, старался взаимодействовать с ним, проявляя при этом себя.
Русский народный костюм был способом взаимодействия человека с миром. Поскольку смысл жизни был вселено-космическим, то человек моделировал вселенную в себе и на себе. Структура Мира изменялась в понимании человека, а средство выражения этого понимания оставалось неизменным и фиксировалось народным искусством. Традиции народного искусства донесли до нас этот смысл, зашифрованный в узорах керамики и костюма, в рисунках, украшающих жилище, в устном народном творчестве. Со временем человек утратил видение целостности мира и себя – как части этой целостности. А народные традиции оставались носителями смысла, передавая лишь навыки деятельности, а не знания.
При тщательном рассмотрении элементов традиционной культуры проясняются единые истоки множества мифологем и архетипов, которые продолжали жить за счёт традиций, при этом частично или целиком переосмысливаясь. В результате, в более поздних мировоззренческих системах обнаруживаются элементы предшествующих систем, вплоть до самых архаичных. Чтобы попытаться раскрыть смысловое поле народной мудрости, необходимо обратиться именно к архаичным системам, скрывающим логику бытия Человека и Мира как целостности, знания человека о мире.
Можно выделить три группы представлений о вселенной:

  1. Зооморфный – например, Космическая черепаха. Верхний панцирь – небо, нижний – земля, четыре ноги – опоры между небом и землёй.
  2. Аетропоморфный – Космический человек, вырастающий из яйца и выполняющий роль мировой оси.
  3. Фитоморфный – Мировое древо. Эта модель наиболее известна современникам. В своей горизонтально-вертикальной структуре она объединила понятия о пространстве и времени. Вертикаль мирового времени означает многомерность мира. Условно мир по вертикали поделён на верх – мир Богов, низ – подземный мир – и середину, мир людей и животных. В мифологии верх и них подразделяются ещё на девять уровней каждый. (тридевятое царство, тридесятое государство – т.е. иные миры, недоступные человеку, невидимые ему). Горизонтальное деление Мирового дерева означает соединение пространства и времени, что характерно только для материального мира. Отсюда – четыре стороны света, четыре времени года и символ горизонтального деления – равносторонний прямоугольный крест. (Символ вертикального деления – треугольник)

Мировое дерево как модель Вселенной, Макрокосм – ветви его уходят высоко в небо, в мир богов; корни его уходят глубоко в землю, в преисподнюю, ствол, как мировая ось, соединяет небо и землю.
Мировое дерево как идея сохранения способности к плодоношению и постоянному возрождению через смерть старого, отжившего.
Мировое дерево как родовое божество, в котором сохраняются и потенциально существуют души людей. То есть, мировое дерево – праматерь, дающая жизнь сущему.
Так как таинство рождения новой человеческой жизни принадлежит женщине, то возможно увидеть связь: Женщина = Мировое дерево, Человек = Веленная, Микрокосм =Макрокосм. Земной человек соединяет в себе божетвенное (дух, дающий почву мыслям, разум) и антибожественное (инстинкты). По вертикали человека можно разделить на три уровня: верх – голова, низ – живот и всё, что ниже, середина – плечи и грудь (сердце, чувства, эмоции). Такое деление отразилось в конструкции и орнаменте народного костюма.





Народный костюм – это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этогой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, навершник, порты, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство общения с Миром.

Головной убор. Идея женского головного убора отражает структуру верхнего Мира. В древних космологических воззрениях Небо – это Душа Мира, Мировая Праматерь, источник и первопричина и жизни, и смерти. Представление о небе, как о праматери и бесконечности отразилось в символе диска, кольца. Сфера проматери – верхнее небо. Среднее небо – сфера светил небесных, управляющихся временем и пространством. Нижнее небо – видимое человеком.

Кроме того, Великая Праматерь считалась ещё и хранительницей небесной влаги, источника жизни на земле. Согласно Библии, в процессе творения Бог разделили воды земные и воды небесные. Символическим изображением влаги небесной и земной стали зигзаговые линии.

Продолжение следует

Tags: одёжкина история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments